Гриб съел памятник
Суд оправдал фирму «Ридинг» за самовольный снос дачи Лоховой в Комарово. Арбитраж пришел к выводу, что аварийный объект необоснованно числился в реестре памятников.
Скандал из-за сноса двухэтажной постройки вспыхнул еще в 2011 году. Тревогу забили градозащитники, объявив, что в Петербурге уничтожен очередной памятник — образец деревянного зодчества начала XX века (особняк с башенками, витражными окнами, художественной резьбой).
Землю в Комарово фирма «Ридинг» приобрела в 2009‑м у Минобороны. По сведениям «НП», сотка обошлась инвестору более чем в 500 000 рублей. На нескольких участках (более 2,5 га) располагались четыре деревянные дачи: Андреева, Духновского, Лоховой и Сандина. Все постройки числились в списках КГИОП как вновь выявленные объекты культурного наследия. Инвестор собирался разместить на смежных пятнах гостиничный комплекс. Он хотел демонтировать постройки, которые находились в аварийном состоянии, а другие приспособить под коммерческие нужды. В 2010‑м дачи Андреева и Духновского (Кавалерийская ул., 6, лит. А и Б) были выведены из-под охраны как непригодные к реставрации и вскоре пошли под снос. Их демонтаж особого резонанса не вызвал.
Зато градозащитники (из «Живого города», инициативной группы «Старые дачи» и других организаций) встрепенулись, когда инвестор начал сносить бывшую дачу купчихи А. Я. Лоховой (лит. В). К этому моменту объект уже внесли в реестр памятников, и краеведы были уверены, что его отреставрируют и сохранят.
В конце 2011‑го они написали жалобы в КГИОП, прокуратуру и другие инстанции. КГИОП составил протокол об административном правонарушении, отразив факт самовольного сноса. Инвестор не признал вину и обратился в арбитраж. Суд назначил независимую экспертизу. Фирма «Ридинг» пыталась доказать, что объект следует исключить из реестра в связи с аварийным состоянием. Инвестор напомнил, что еще в 2006 году было проведено техническое обследование конструкций, а в 2008‑м — историко-культурная экспертиза. Специалисты тогда установили, что несущие конструкции здания повреждены на 80% («гнилью, жучками и домовыми грибами»), и рекомендовали снести его. В заключении 2008 года говорилось, что здание можно воссоздать на новом месте.
В 2010‑м инвестор попросил КГИОП выдать разрешение на демонтаж, однако комитет не отреагировал. Юристы общества пояснили, что северная часть здания начала разрушаться и строители были вынуждены приступить к разборке завалов, чтобы «предотвратить распространение спор древоразрушающих грибов и жучков по территории…». Независимая экспертиза, назначенная судом, подтвердила, что по состоянию на август 2011‑го постройка была необоснованно включена в единый госреестр объектов культурного наследия. В начале апреля суд первой инстанции оправдал застройщика.
Параллельно в арбитраже слушается дело о судьбе последней сохранившейся постройки — дачи Сандина (ул. Лейтенантов, 17), построенной в стиле модерн в 1906–1913 гг. В прошлом году КГИОП включил этот объект в список памятников регионального уровня (см. «НП», № 4/2012). Фирма обещала сохранить здание, приспособив под один из корпусов гостиничного комплекса. Работы по реставрации были согласованы с комитетом, но разрешение истекло в августе 2012‑го.
В начале этого года КГИОП инициировал проверку и установил, что фирма продолжает работы без спросу. Ее снова пытались оштрафовать. Инвестор опять обжаловал действия КГИОП в суде. На сей раз арбитраж установил, что чиновники нарушили порядок привлечения фирмы к ответственности.
На оба решения арбитража комитет готовит жалобы.
Роман Денисов
Еженедельная газета “Недвижимость и строительство Петербурга”, № 15(752) 2013-04-15, c.7