В Комарово прошел традиционный Ахматовский вечер 2013
22 июня на территории литфондовских дач перед домом. А, А. Ахматовой в седьмой раз состоялся вечер, посвященный её памяти. Это не литературный вечер или митинг, а именно дань приношения её памяти, как подчеркнул ведущий встречи Павел Крючков. Он представил программу вечера и кратко рассказал о предыдущих встречах московских писателей и поэтов, лично знавших Анну Андреевну, с петербургскими почитателями ее таланта.
К сожалению, некоторых из московских гостей мы больше никогда не увидим. Ушел из жизни Василий Аксенов, первый, кто отозвался на приглашение инициатора этих вечеров в Комарове ученого, предпринимателя и барда Александра Петровича Жукова принять в них участие; нет с нами и Беллы Ахмадуллиной, так проникновенно читавшей на поляне перед «Будкой» стихи. На сегодняшнюю встречу приехали Анатолий Найман, Александр Жуков, Игорь Хомич и Павел Крючков. О них уже писали в предыдущие годы. Новым участником вечера был только Вениамин Смехов, но его личность всем известна по фильмам, в которых он снимался. Он читал стихи, связанные с личностью Анны Ахматовой и её собственные: Иосифа Бродского « На столетие Анны Андреевны Ахматовой», Николая Гумилева, Бориса Пастернака, Мандельштама, Булата Окуджавы и Владимира Маяковского. Как оказалась, Вениамин Борисович очень любит поэзию последнего и хорошо знает историю взаимоотношений между ним и Анной Ахматовой. Он рассказал о встрече поэтов на Морской улице, итогом которой стало стихотворение, строки из которого известны даже тем, кто не увлекается поэзией:… А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Его очень тепло принимали собравшиеся на поляне жители и гости поселка. Присутствующий на вечере глава местного самоуправления поселок Комарово, председатель муниципального Совета Владимир Аркадьевич Гуменников в своем приветственном слове отметил, что 22 июня – День памяти и скорби, и предложил встать, чтобы почтить его Минутой молчания». Выступление Анатолия Генриховича Наймана было, как всегда, емким, хотя и кратким. Он подчеркнул, что не хотел бы среди круглых дат назвать одну какую-то особенно важную. Прочитав прекрасные стихи, мы приобщаемся к вечности, считает А.Г. Найман. Он сам поэт и писатель. В его книге «Славный конец бесславных поколений» представлено поколение автора, творчески вступившее в жизнь вместе со смертью Сталина. Ему одинаково интересны судьбы людей как получивших широкую известность, так и совсем безвестных. «Все поколения родятся бесславными, но некоторые славно кончают свой век» пишет он. Описывая жизнь своих героев, А.Найман так или иначе связывает их с Ахматовой. Особенно это относится к главе, посвященной Иосифу Бродскому. Личность А.А. Ахматовой трактовали по-разному. По мнению Анатолия Генриховича, наиболее полно представил ее образ Николай Недоброво в статье «Анна Ахматова. 1914». Напечатание статьи отложилось из-за начала войны 1914 года. Сам А.Г. Найман считает, что в мире очень редко рождается талант такой мощности, как Анна Андреевна Ахматова. В этом собравшиеся смогли убедиться, прослушав записи голоса Анны Андреевны, привезенные Павлом Крючковым. Первая запись была сделана в 1920 году, последняя – 9 мая 1965 года. Специалисты отмечают полное совпадение голоса молодой Ахматовой с поздними записями, хотя, конечно, это эхо-эхо голоса, след голоса. Было представлено 5 записей, из них на 3-х Анна Ахматова читает свои стихи и на 2-х – отрывки из «Поэмы без героя». В стихах звучит тема зеркал, очень важная в её творчестве, в «Поэме без героя» – тема Петербурга 1913 года. « …Приближается не календарный – настоящий Двадцатый век», век, принесший такие испытания не только Анне Ахматовой, но и всему миру. В этом году Анна Андреевна написала стихи «Настоящую нежность не спутаешь», вошедшие в 1914 году в сборник «Четки». На эти стихи Сергей Прокофьев написал романс, который исполнили на вечере Татьяна Антоновская и Светлана Месхи. «Плач Дидоны» Генри Пёрселла в их исполнении звучит как заклинание: «помни меня, помни меня». О том, что мы помним, сказал председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов, занимающий в настоящее время ахматовскую «Будку». «Этот праздник – сказал Валерий Георгиевич, – продолжение наших будней. Писатели, живущие на территории, прилегающей к домику Ахматовой, трудятся несмотря ни на что, хотя им пришлось побороться, чтобы остаться в Комарове». «Deus c сonservat omnia – Бог сохраняет всё», так закончил Валерий Георгиевич своё выступление.
В заключение вечера вновь зазвучали песни в исполнении Александра Жукова в сопровождении Игоря Хомича. Александр Петрович исполнил песни на стихи Анны Ахматовой и её «волшебного хора»: Иосифа Бродского, Дмитрия Бобышева, Евгения Рейна и Анатолия Наймана. Кстати, стихотворение А.Ахматовой» Я к розам хочу в тот единственный сад» прозвучало дважды. Сначала его прочел В.Смехов, потом его спел А.Жуков, выступление которого завершило встречу. «Вы напишите о нас наискосок» звучало как финал действа под названием «Вечер памяти Анны Андреевны Ахматовой» 2013 года. Если бы давать название этой встрече, то можно было бы озаглавить её как «Бег времени», поскольку постоянно внимание слушателей привлекалось то к 1913 году, то к 1914, то к семидесятым годам прошлого столетия.
Вечер закончился, но уходить никто не торопился: кто-то брал автографы, кто-то давал интервью. Все остались довольны. Стояла хорошая погода, у всех было отличное настроение. Москвичи были благодарны слушателям, а слушатели уходили в ожидании следующей встречи. Особую благодарность выразили главе поселка В.А.Гуменникову и депутату В.Яковенко за помощь в организации вечера.
P.S. За два дня до встречи у «Будки» Ахматовой, местный краевед Ирина Снеговая провела экскурсию по ахматовским местам в Комарове. Это тоже становится комаровской традицией. Каждый раз Ирина Александровна умеет преподнести известные факты в другом ракурсе. 19 июня 2013 года речь шла о духовности, поисках смысла жизни. Закончилась экскурсия на кладбище, как логическое завершение темы. « И кажется совсем нетрудной, белея в чаще изумрудной, дорога, не скажу куда».
Валентина Яковенко, июнь 2013
Фотографии с вечера – здесь.