Пляжам на Финском заливе осталось жить десять лет
На днях петербургские чиновники объявили конкурс на проектно-изыскательские работы по укреплению берегов Финского залива в районе Репино и Комарово. Около 4,5 млн рублей хотят потратить на то, чтобы придумать решение проблемы: как поступить, чтобы знаменитый комаровский пляж не сполз в море. Основной опасностью для пляжа экологи считают намывные работы близ Сестрорецка, вернее, наводнения, которые теперь будут грозить Курортному району.
Обычно берегоукрепительные работы включают в себя каменную насыпь, укладку бетонных или каменных блоков или установку специальной решетки. Песчаный пляж в этом случае перестает быть песчаным – но, возможно, петербургские инженеры придумают что-то получше.
«Мой район» заинтересовался: сколько придется тратить денег на те же работы, когда в Тарховке намоют, наконец, два искусственных острова? Работы ведет ООО «Северо-Запад Инвест», эта компания принадлежит русско-финскому другу Путина Геннадию Тимченко. Планировалось, что острова площадью 370 га будут насыпаны к 2015 году, а застроят их к 2030-му. Сейчас процесс застопорился, по слухам, из-за отсутствия средств.
Насыпные острова грозят берегу ухудшением общей экологической обстановки. Сами они, как всякие намывные территории, будут без конца подвергаться эрозии. Та же участь грозит пляжам на заливе. Но и это пустяк по сравнению с тем, что принесут наводнения. Нетрудно догадаться, что весь удар стихии придется на Курортный район – в сам Петербург волну не пустит дамба.
Первым попадает под удар пляж «Тарховский» – его не будет вовсе, так как на его месте собираются проложить дорогу. Побережье поднимут с помощью насыпного песка метров до четырех, так что с него уже невозможно будет удить рыбу, да и о купании можно забыть. Вообще, до этого уровня собираются поднять и уже имеющееся Приморское шоссе, наверное, с прицелом на будущие наводнения. И еще несколько дорог, «менее федерального» значения.
Намывные территории упираются в мыс Тарховский, который не сможет препятствовать распространению по заливу песчаной взвеси. Потому что взвесь проявляется даже в 150 км от места намыва. А за мысом начинаются пляжные территории – сначала «Дубки», потом пляж санатория «Сестрорецкий курорт», «Дюны» нудистские, «Дюны» обыкновенные, «Ласковый» пляж в Солнечном, потом берег делает излом… Далее – репинский пляж «Чудный», «Комаровский берег» и «Золотой пляж» в Зеленогорске. Это пляжи общественные, есть еще платный – в Комарово. По мнению директора центра экспертиз ЭКОМ Александра Карпова, платные пляжи – будущее всего северного берега залива. Поддерживать береговую линию в порядке – после того как намывные работы развернутся во всю ширь – станет дорогим удовольствием, и кто-то должен будет за него платить.
Берег в Комарово является памятником природы и о нем, возможно, позаботятся.
«В связи с добычей песка берег разъедается все время, – отметил эколог. – Песчаная взвесь привела к тому, что в заливе перестал водиться не то что лосось, но и судак, его теперь поймать почти невозможно. Это последствия намыва на Васильевском. После Сестрорецкого намыва берег будет постоянно подвергаться эрозии, а уж как будет страдать от наводнений – можно представить. Думаю, привычной береговой линии осталось существовать не более десяти лет. Потом пляжи станут не те, и граждане станут искать для релакса другие места. Самый разумный сценарий — если берегоукрепительные работы все-таки будут проводиться, хотя бы ради частных пляжей, пусть их и станет немного больше. С другой стороны, на частном пляже никто не позволит ставить мангал».
Ущерб
Доктор географических наук Валерий Малинин напомнил, что высота обоих предполагаемых островов составит все те же 4 метра, а максимальная нагонная волна, что может случиться в наших краях в случае наводнения — около 6 метров. Ее давно, еще до окончания строительства дамбы, предсказали на специально спроектированной модели.
«Волна с залива, ударившись о створы Комплекса защитных сооружений, обрушится на побережье Финского залива, примыкающее к дамбе. Как раз намывные территории пострадают первыми. Но не повезет также Сестрорецку, Солнечному и так далее. При особо неблагоприятном стечении обстоятельств подтопление может коснуться даже территорий за Зеленогорском. Мы рассчитали, на сколько поднимется вода в прибрежных поселках, если уровень наводнения достигнет катастрофических 4 метров. А также — какой будет ущерб. Сколько территорий подтопит».
Как известно, наводнением считается уровень от 1,6 метров Кронштадтского ординара, а два самых катастрофических — в 1824 и 1924 годах — достигали 4-х метров. Все радовались, что КЗС успели сдать до 2024 года, но никто не подумал о Курортном районе. В той же модели был расчет и на самую катастрофическую ситуацию, которая, правда, может случаться не чаще, чем раз в 10 тысяч лет. При определенной силе, продолжительности и направлении ветра вкупе с уровнем воды наводнение может вызвать подъем уровня воды в Горской до 604 сантиметров. Если створы открыть, то есть пустить волну в Петербург — получится 590. Между тем, если уровень воды в заливе поднимется хотя бы на один метр — на побережье будут затоплены парки «Дубки» и «Ближние Дубки». Повышение уровня на 2 метра (в ХХ веке таких наводнений было более 40) означает затопление 385 га. Четырехметровое наводнение затопит 730 га (площадь будущих намывных островов – 377). А возможный максимум, напомним, — 6 метров.
Жилья в этих краях, к счастью, нет. Пострадают гостиницы и предприятия общепита.
Но и без всяких наводнений намыв отравит жизнь побережья, говорит Валерий Малинин. Есть такое явление — эстрофикация, то есть насыщенность воды биологическими элементами. Мы вспоминаем о нем, когда чувствуем, как цветет вода в каналах и в том же заливе. Лет пять назад залив пахнул так, что к нему невозможно было выйти. Болезнь продлилась два лета подряд и вроде бы сошла на нет. Намывные работы обещают ее рецидив.
16.07.2013 Нина Астафьева
Оригинал – здесь.