Поездка на Валдай 3-4 августа 2019
Дары Валдая
Из двухдневной поездки по Валдайской возвышенности, состоявшейся 3 и 4 августа, жители поселка Комарово привезли не только такие непременные сувениры, как колокольчики, баранки и иконы из Валдайского Иверского монастыря, где нам удалось попасть на воскресную службу. Самый главный дар – это яркие впечатления и новые знания о современной жизни в русской провинции и её славном прошлом. Именно ими и хочется поделиться с теми, кто не попал в число счастливчиков, отправившихся ранним субботним утром в это увлекательное путешествие. Поездка была организована муниципальным Советом МО поселок Комарово. Сразу хочется поблагодарить организаторов за возможность совершить путешествие, не думая о том, где и чем питаться и где провести ночь. Все было спланировано заранее, и даже, опоздав на ужин в воскресенье из-за пробки на трассе, нам был выдан так называемый сухой паек. Следует также отметить такт Татьяны Валентиновны Негановой и её умение быстро организовать размещение в гостинице.
.
Записываясь на поездку, я не знала точно, какие объекты на Валдайской возвышенности мы посетим. Вот почему испытала потрясение, когда мы, свернув с трассы, оказались в деревне Ручьи, чтобы посетить музей Велимира Хлебникова. Имя этого необыкновенного человека, предсказавшего Первую мировую войну, революцию и дату собственной смерти, известно не многим. Известно, что он входил в число поэтов футуристов вместе с Владимиром Маяковским, хотя сам он считал себя будетлянином. Футуризм, слово латинского происхождения, Хлебников поменял на слово из русского языка – будетлянство, от слова «будет». Мое знакомство с его философскими взглядами произошло, как ни странно, на выставке в Эрмитаже два года тому назад. Один из выдающихся художников современности, Ансельм Кифер посвятил ему несколько своих работ. Выставке же в Эрмитаже была полностью посвящена Велимиру Хлебникову, о чем гласила надпись на немецком языке в начале экспозиции. Директор Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский в предисловии к альбому «Ансельм Кифер Велимиру Хлебникову» приводит строки из «Ладомира» Хлебникова, предсказавшего страшную нью-йоркскую катастрофу:
И замки мирового торга,
Где бедности сияют цепи,
С лицом злорадства и восторга
Ты обратишь однажды в пепел.
.
И так далее еще восемнадцать строк. У Кифера на картинах есть тот «клуб дыма сизого», который упоминает Хлебников и который мы все видели по телевидению.
.
Выставка немецкого художника произвела на меня большое впечатление, особенно его картина «Дух над водой», где прослеживаются прямые ассоциации с философией Хлебникова. На ней изображена книга над водой. В музее Хлебникова есть рисунок совы. Сова крепко держится когтями за стопку книг. Издавна сову почитали как мудрость природы, а книги – мудрость людей. Так Хлебников в этом рисунке выразил свою мечту о полном взаимопонимании природы и людей. Ансельм Кифер, прочтя тексты Хлебникова лишь в переводе, создает свой несловесный текст, по степени сложности близкий и созвучный образному миру поэта.
.
Творчество Хлебникова не всегда однозначно оценивалось, приговоры, и мнения критиков были разными, иногда прямо противоположными, иногда слишком жестокими и беспощадными. И только во второй половине XX века в 60-е – 80-е годы к его творчеству вновь обратили взоры и о поэте начали говорить и писать с других позиций, оценивая оригинальность и неповторимость его дара. Хлебников был не только поэтом, художником, но и пророком. В своих записках и стихах он предсказал Первую мировую войну, революцию, дату собственной смерти и даже появление телевидения. И, наконец, имеются его архитектурные выдумки. Велимир создал в своём воображении удивительные города, в которых люди уйдут с пыльных улиц и будут перемещаться от крыши до крыши без помощи моторов. Каждый дом в городе своеобразен: дом-куб, дом-тополь, дом-липа. Так подчёркивалось единение человека и природы.
Музей В. Хлебникова в деревне Ручьи был открыт 28 июня 1986 года в день смерти поэта, который скончался в деревне Санталово Крестецкого уезда в 1922 году. Основателем и первым директором музея был Олег Андреевич Облоухов, художник из Ростова – на – Дону. Цель создания музея Олег Андреевич изложил в обращении к посетителям музея: «Размеры музея не позволяют показать весь многообразный мир этого необычного поэта, но все, же хочется, чтобы экспозиция музея создала, то настроение, то состояние чистоты духа, без которого в поэтический мир Велимира не проникнуть». В 1986 году этот музей был первым в России музеем Велимира Хлебникова. Фотокопии и ксерокопии рукописей и рисунков предоставлены музеем Владимира Маяковского (Москва) и Институтом русского языка и литературы (С-Петербург, Пушкинский дом). Большую помощь в создании музея оказала старейшая жительница деревни Санталово Евдокия Лукинична Степанова. В 1985 году на базе районной библиотеки прошли Первые Хлебниковские чтения с выездом на кладбище в д. Ручьи к могиле поэта. Именно тогда и родилась мысль о создании музея, которая воплотилась в 1986г. Сейчас Хлебниковские чтения – литературный праздник, в котором принимают участие исследователи творчества Хлебникова, художники и поэты нашей страны и зарубежных стран, поэты Новгородской земли. Традиционная дата праздника – последнее воскресенье июня. Велико и до конца не изучено творчество поэта, но в день его памяти на крестецкой земле звучат его стихи и радуют своей многозвучностью, многокрасочностью и самобытностью его поэтического слова.
.
В музее нет бытовых вещей поэта, их у него просто не было. Он говорил: «Мне мало надо: краюшку хлеба и каплю молока, да это небо, да эти облака», то есть все земные блага в обмен на мир, краюху хлеба и каплю молока.
.
Нам не удалось побывать на могиле поэта, поскольку прах его перевезен на родину, но памятник ему остался. Автором стал лауреат Государственной премии СССР, скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. Это серая, зеленовато-землистого цвета плита, по её краям символические очертания букв. В полукруглой нише, представляющей небесный свод – фигура обнажённого мальчика, как символ открытости и незащищённости поэзии в этом мире. К груди мальчик прижимает свиток – символ поэзии. Личность самого Велимира Хлебникова была символом победы поэзии над прозой жизни.
.
Вот почему этот небольшой музей в сельском Доме культуры произвел на меня такое сильное впечатление. Под впечатлением были и другие жители Комарово, от имени которых Марина Ивановна Половинко написала отзыв в Книгу отзывов.
.
Не меньшее впечатление произвело на всех и посещение другого музея, который находился в деревне Лякова, Крестецкого района. Этот удивительный интерактивный музей называется «Староверческое подворье». Музей открылся в 2011 году. Нас познакомили с обрядами и обычаями, играми и традиционными ремёслами, накормили чёрными щами, напоили чаем из целебных трав, угостили малосольными огурчиками в тыкве.
.
Старообрядчество – это одно из явлений русской культуры, привлекающих к себе всеобщее внимание и до конца сегодня не изученных. С одной стороны, старообрядчество является наиболее традиционным, консервативным течением православия, а потому дает нам возможность соприкоснуться с некоторыми чертами русской культуры допетровского времени. С другой, исследователи открывают в нем «особую подвижность, особую интуицию» на новшества, необходимость появления которых вызвана, в том числе, особенностью восприятия ими окружающей действительности
Действительно, в беседе с работниками музея, одетыми в старообрядческие одежды, выяснилось, что местные старообрядцы не отказываются от современных благ цивилизации, что их дети ходят в обыкновенные школы и общаются со своими сверстниками. Поскольку музей был интерактивным, можно было поучаствовать в мотании пряжи, глажке белья, и даже самостоятельно поставить чугун в печь с помощью ухвата, что и продемонстрировала наша Марина Ивановна. Для нас был устроен мастер класс по изготовлению из свежескошенной травы кукол на память, многие купили сувениры и сало, приготовленное по особому рецепту.
.
Затем наш путь лежал к Валдайскому национальному парку, созданному в 1990 году с целью сохранения уникального озерно-лесного комплекса Валдайской возвышенности.
Живописная природа и богатая история Валдайской земли постоянно привлекали и привлекают сюда многих поэтов, композиторов, художников. Валдай — родина Н.Н. Миклухо-Маклая, П.С. Комарова. Здесь бывали А.Радищев, А.Пушкин, Л.Толстой, творили Н.К. Рерих, Н.А. Римский-Корсаков, И.И.Левитан. Известный писатель-натуралист В.В. Бианки назвал этот край «Страной див».
.
О флоре и фауне парка мы узнали только на второй день, посетив Экологический центр в городе Валдай. Экспозиции в Центре также рассчитаны на интерактивное взаимодействие, чем не преминули воспользоваться комаровцы. Так, супруги Тихоновы предстали перед нами сначала древними славянами, затем средневековыми сельскими жителями в деревенской избе, где жена должна встретить мужа с работы поклоном, не пролив при этом стакан на подносе. Поклониться правильно удалось не сразу. Надо отметить, что жители поселка показали себя в этой поездке людьми жизнерадостными, отзывчивыми, любознательными, хотя и не обошлось без бурных сцен по поводу баранок. Про валдайские баранки нам рассказывали все экскурсоводы, и так раздразнили слушателей, что, когда выяснилось, что времени на них покупку нет, половина автобуса запротестовала, и гид Галина Васильевна пошла на уступки. Баранки мы купили, хотя ничего особенного в них не оказалось, но моему внуку они понравились.
.
Валдай образно называют «Хрустальным куполом» европейской части России в связи с его водораздельным положением. В музее под его инсталляцией можно было сфотографироваться, чтобы почувствовать связь между прошлым и будущим. Когда-то в центральной части национального парка располагались славянские поселения, затем со второй половины 18-го века начинается история русской дворянской усадьбы. Но все времена здесь жизнь текла по законам природы. Почувствовать ее прелесть мы смогли уже в первый день путешествия, посетив 2 источника. На второй день после экскурсии в Экологическом центре мы прошли с гидом по экологической тропе в национальном парке. Обе экскурсии были очень интересными, хотя на тропу вышли немногие из экскурсантов. Сказывалась усталость после посещения Экологического центра, Музейного Колокольного центра и Валдайского Иверского Богородицкого Святогорского монастыря. В монастыре мы провели только час. И поскольку в монастыре шла служба, экскурсии не было. Наш гид Галина Васильевна и работники Экологического центра заранее дали нам информацию о нем.
Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь — это православный мужской монастырь на Сельвицком острове Валдайского озера в 10 км от города Валдай, построенный по инициативе патриарха Никона. Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый — во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.
.
При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским». К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок, и обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1919 монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами. В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении. Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха. В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.
.
Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950—1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района — Петропавловской (кладбищенской) в городе Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами Златоуста, была освящена 25 декабря 2006 года. Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.
.
11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался патриарх Алексий II. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном храме. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России Владимир Путин.
.
Второй день путешествия был очень насыщенным, но побывав в таком святом месте, как монастырь, мы зарядились энергией на целый день. Ночевали мы в городе Боровичи, где можно было бесплатно посетить аквапарк либо самостоятельно побродить по городу. Утром мы вернулись в город Валдай и направились прямо в Музейный колокольный центр. Это единственный в России музей, в котором собраны колокола буквально со всего мира. Здесь ведется рассказ о прадедушках современных колоколов и причудливых потомках, которых можно встретить в самых неожиданных местах. По преданию, колокольное ремесло зародилось в Валдае сразу с появлением поселения. Однако знаменитый “дар Валдая” – ямщицкий колокольчик – стали отливать в конце восемнадцатого века. Вскоре появились специальные колокольные заводы и мастерские. После Октябрьской революции они постепенно прекратили свое существование. Последний – завод братьев Усачевых – закрылся в 1930-м году.
Само здание было построено в начале прошлого века на средства одного из мастеров по литью колоколов. В музее действует интерактивный тачскрин-стол с тематическими играми, где можно запрячь виртуальную тройку с бубенцами или отлить виртуальный колокол, который можно отправить по электронной почте себе или другу. Многие из нашей группы смогли отлить себе колокол и отправить его себе. Не знаю, дошло ли до них послание. Я свое не получила, хотя очень старалась отлить себе колокол с девизом «Комарово».
В музейном центре можно также увидеть интерактивную масштабную модель Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. Эта модель дает возможность рассмотреть все три яруса колокольни и услышать звон разных типов колоколов – карильонных, часовых, церковных.
.
Поражает это сочетание традиционных принципов экспонирования музейных предметов с компьютерными технологиями, светотехническими приемами, звуковым сопровождением, интерактивными зонами. Музейный колокольный центр состоит из нескольких залов, экспозиции которых посвящены колоколам и колокольчикам различного назначения и областей использования: станционные колокола, пожарные колокола, театральные колокольчики, колокольчики для вызова горничной и др. В одном из залов воссоздан кабинетный интерьер, где воссоздана рабочая обстановка местной писательницы О.А. Фрибес. В своих произведениях, под псевдонимом И.А. Данилов, она описывала мещанский быт, жизнь монахинь в обителях.
.
Закончилась наша поездка посещением экологической тропы в национальном парке, где мы смогли увидеть своими глазами этот особый мир, живущий своей жизнью, имеющий постоянных обитателей, почувствовать запахи, услышать звуки неповторимой природы Валдая. Переполненные впечатлениями, мы вернулись домой довольно поздно, поскольку попали из-за аварии в «пробку», но поездка того стоила. И не только потому, что мы много увидели и узнали, но еще и потому, что мы смогли воочию убедиться, что культурная жизнь существует не только в столицах. Так трогательны эти маленькие сельские и городские провинциальные музеи, какие энтузиасты в них трудятся!
В. Ф. Яковенко
Август 2019