Главная | Новости

Вечер, посвященный Н.К. Рериху

20 Авг 2019

Среди творческих событий в Доме отдыха творчества писателей в п. Комарово, стал вечер, посвященный творчеству великого русского художника, мыслителя, общественного деятеля, педагога, путешественника – Николая Константиновича Рериха. В этом году ему исполняется 145 лет со дня рождения.

Вечер начала Елена Кройтор. Она рассказала слушателям о краткой биографии Н.К. Рериха. Привела много интересных и важных фактов из его жизни.

Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в семье отца – известного нотариуса – Константина Федоровича Рериха и матери – Марии Васильевны. Древний род Рерихов имеет датско-норвежские корни и переводится как «богатый славой».

Николай Рерих окончил гимназию К.И. Мая, а позже Академию Художеств, где учился у гениального живописца А.И. Куинджи. Архип Иванович стал для молодого Рериха «учителем не только живописи, но и всей жизни».

Николай Рерих очень любил русскую старину. Еще в детстве он прикоснулся к неизведанной старине. И в студенческие годы продолжал заниматься раскопками. О результатах своих раскопок художник докладывал на заседании Императорского общества археологов, делая акцент на необходимости бережного отношения к историческим памятникам.

Рерих также был путешественником. Достаточно вспомнить Центрально-Азиатскую экспедицию, которая проходила в течение пяти лет. Елена Ивановна и Николай Константинович с сыном Юрием встретили на своем пути немало трудностей и опасностей. Но, несмотря на это, они прошли по святым местам Востока, общались с учеными ламами, получали доступ к древнейшим рукописям и священным текстам. Материалы данной экспедиции изучают в школах Индии, она включена в учебники школьников.

В это же время Рерих задумывается о защите Культуры во всем мире. Итогом таких раздумий является Пакт Рериха, который был подписан более чем двадцатью странами. Отличительный знак для идентификации объектов охраны – Знамя Мира. Это символ триединства – окружность красного цвета, внутри которого три красных круга. Этот древнейший знак стал Международным Флагом Культуры для охраны Искусства и Науки!

В данное время в Индии работает Международный Мемориальный Трест Рерихов, Академия искусств имени Е.И. Рерих. В их работе осуществляются мечты великого художника о том, как искусство объединит народы, о сотрудничестве стран в культурно-просветительской деятельности. Наследие Рериха дорого как жителям России, так и жителям Индии.

Далее Кройтор Ирина рассказала о Николае Рерихе как о художнике. А начала она с интересного факта о том, как Карл Иванович Май каждое утро встречал своих учеников и с каждым в отдельности здоровался. Это, несомненно, воспитывало учеников уважительно относиться к старшим, своим преподавателям и сокурсникам. В гимназии не только обучали, но и воспитывали!

В Академии Художеств будущий художник также получал не только знания, умения, навыки, но и уроки воспитания от своего любимого преподавателя – Архипа Ивановича Куинджи. Слова великого художника навсегда остались в памяти Рериха: «Посади художника в тюрьму, а художник художником станет»! В жизни Николая Константиновича впереди будет еще много трудностей и опасных жизненных ситуаций, но помня слова Архипа Ивановича, сам Николай Рерих достойно и блестяще выполнит свою миссию.

Дипломной работой стала картина под названием «Гонец». Картина поразила публику точностью видения исторического времени, ощущением присутствия в изображаемых событиях. Данная картина относится к серии «Славяне». Данная серия – это история древних славян, которую художник воссоздал средствами живописи. На картинах Рериха показана созидательная и строительная жизнь славян, их героические события.

Художник продолжает работать сериями. Мы видим картины из цикла «Санкта» (Святые): «И мы видим», «И Мы открываем Врата», «И Мы трудимся» и другие.

Картины «Серии Востока» посвящены основателям различных учений, религий, философских школ.

В Гималайской серии картин Николай Константинович передал редчайшие сочетания красок, удивительное разнообразие цветов и их оттенков, необычные формы изображаемых гор. За эту серию Рериха назвали «Мастером гор».

Ирина показала репродукцию картины «Заморские гости». В этой работе проявляется стремление Рериха не к реализму, как в дипломной работе «Гонец», а к стилизации, декоративности и условности изображения.

Художник предпочитал работать не масляными красками, а темперой и пастелью, считая, что темпера (темперой писали иконы) более долговечный материал.

На первом плане летят белые, освещенные солнцем чайки, подчеркивающие динамику в композиции. Мореходная ладья украшена яркими разноцветными щитами и изысканной резьбой. Паруса натянуты ветром, также окрашены в яркие теплые цвета. В ладье мы видим мужские фигуры в шлемах и кольчугах. Ладья плывет по синим водам на фоне прекрасного весеннего пейзажа.

Далее мы видим работу «Сергий Строитель». К образу святого Рерих обращается не впервые. Сергий изображен в момент строительства. Рядом с Ним сидит медведь, которого иногда подкармливал зимой Святой. Святой не только любил природу, но и понимал ее язык. Он был великим тружеником и молитвенником. Известно, что Он благословил Дмитрия Донского на предсказанную победу.

Сергия Радонежского окружает красота русского зимнего леса. Пейзаж, как и изображение самого Святого, написан стилизованно и декоративно.

«Как ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа», – писал Николай Константинович Рерих.

Театр Рерих любил с детских лет. И еще, будучи ребенком, ставил спектакли. Этот опыт ему пригодился в будущем.

В начале двадцатого века проходила реформа театра. Художник становился соавтором спектакля. Николай Рерих принимал участие в таких спектаклях и балетах по приглашению Дягилева, как: «Три волхва», «Князь Игорь», «Пер Гюнт», «Весна священная» и др. Также художник делал эскизы костюмов. Таким образом, Николай Константинович стал известным во всем мире художником-оформителем.

Многие годы Николай Рерих прожил в Индии, где и был похоронен по индийской традиции. Индия бесконечно удивляла художника и вдохновляла на новые картины. Мы можем видеть одну из картин из Гималайской серии – «Гора Канченджанга» в переводе «пять сокровищ великих снегов». Здесь представлен символизм горного пейзажа. Пять вершин горы ярко освещены солнцем. Так писал автор об этой картине: «Два мира выражено в Гималаях. Один мир земли, полный здешних очарований… Странно, поражающе неожиданно после этой законченной картины увидеть новое надоблачное строение. Поверх сумрака, поверх волн облачных сияют яркие снега… Два отдельных мира, разделенных мглою…»

Необходимо сказать, что сам Николай Рерих признавался в том, что под каждой своей картиной можно поставить две подписи: свою и своей супруги, Елены Ивановны, потому что она была главным помощником и вдохновителем всей его жизни!

В конце вечера Ирина прочла свое стихотворение «Водитель Духа», посвященное Н.К. Рериху.

После лекции общение продолжилось в неформальной обстановке. Слушатели не расходились, а задавали различные вопросы, рассматривали альбом с репродукциями Николая Рериха.

Нам, русским, нельзя забывать нашу великую и героическую историю, которую вершили величайшие умы, подвижники, созидатели, заложившие мощную основу для процветания России. И одним из таких и был Николай Константинович Рерих.

Кройтор Ирина, художник.

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!