Незадолго до юбилея Анны Ахматовой вокруг ее могилы начались работы по «благоустройству» знаменитого кладбища
За месяц до 120-летия со дня рождения Анны Ахматовой небольшое Комаровское кладбище, где она похоронена, решили расширить. Однако согласованного проекта никто не видел. Результат же этого расширения» вызывает у местных жителей возмущение и горечь.
Главная аллея кладбища, где нашли последний приют академик Дмитрий Лихачев, актер Андрей Краско, музыкант Сергей Курехин и другие актеры, академики, писатели, режиссеры упирается в памятник Анне Андреевне Ахматовой: каменная стена, похожая на тюремный застенок, барельеф со знаменитым профилем и железный крест. Камни для монумента складывал Лев Гумилев: какое-то время он даже жил в домике рядом с кладбищем. Здесь, как и все последние 40 лет, лежат цветы.
В день рождения Ахматовой, 11 июня (Прим: по старому стилю), Комарово становится местом паломничества – сюда приезжают со всей страны. Нынче же поклонников поэтессы, бывавших здесь раньше, ждет неприятный сюрприз. Раньше за мемориалом Ахматовой кладбище заканчивалось, а впереди был девственный лес. Теперь лес вырубили, кладбище расширили и проложили новые дорожки: создается впечатление, что поэтессу похоронили на перекрестке. Справа появилась новомодная беседка с красной крышей, которая портит вид на памятник и совершенно не подходит этому кладбищу. Слева от могилы зеленеют биотуалеты. Памятник грозит свалиться в траншею – она проходит как раз за монументом.
«Я пришла сюда в начале весны и впервые увидела эти перемены. То, что сделали с кладбищем, – недопустимо. Наверное, эту территорию действительно стоило расширить. Бехтереву, Краско и многих других хоронили уже на дорожках, нарушив структуру некрополя. Но расширять нужно было совсем по-другому», – вздыхает заведующая комаровской библиотекой Елена Цветкова.
Жителей Комарово на местном кладбище практически не хоронят – только если на этой земле покоится прах их родственников. Зато здесь находят последний приют представителей творческой и научной элиты – такова традиция. Среди комаровских поселенцев ходят слухи, что быть поближе к великим решили и смольнинские чиновники.
«Летом прошлого года о расширении кладбища уже было известно. Мы общались с представителями КГА, предлагали свой проект. Но поняли, что опоздали. Мы не видели никаких документов, согласованного проекта тоже не было, но стало ясно, что решение уже принято, – рассказывает коренной житель Комарово, писатель Дмитрий Константинов. – Нас поддерживал Даниил Гранин. Мы говорили с ним о том, как важно сохранить стилистику этого кладбища: оно должно оставаться сельским погостом, а не государственным кладбищем-парком».
Как рассказал глава муниципального совета Комарово Владимир Гуменников, депутаты не видели ни проекта, ни каких-либо других документов.
«Мы будем в среду (20 мая – прим. ред.) обсуждать эту тему на заседании совета, тогда примем решение. Заказчик – отдел ритуальных услуг управления координации бытового обслуживания – предложил проложить трубу в канаве, чтобы могила не осыпалась. Для этого нужны дополнительные деньги, – рассказывает Владимир Гуменников. – Я уверен, что проект был согласован в КГИОП и других ведомствах. Этот объект очень важен. Он строится не для поселка, а для города – ведь это кладбище имеет особый статус».
Жители Комарово на компромиссный вариант не согласны. Они надеются, что кладбищу удастся вернуть вид хотя бы приближенный к первоначальному.
«Нельзя допустить, чтобы памятник Ахматовой окружала парковка, туалеты, беседки и прочее. Нужно укрепить фундамент памятника и высадить за могилой новые деревья. Ошибку еще можно исправить, потом будет поздно», – считает Дмитрий Константинов.
Наша справка
Барельеф и крест на могиле Анны Ахматовой по проекту скульптора А. Игнатьева и архитектора В. Смирнова установили в 1969 году. Он относится к памятникам монументального искусства федерального значения. Поселок Комарово начал застраиваться после войны. Он стал любимым местом отдыха творческой интеллигенции Петербурга – здесь появляются дома творчества писателей, архитекторов, композиторов, кинематографистов, дачи Театрального общества, Академии наук, Литературного фонда.
Прямая речь
Директор архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов, комаровский дачник: «Анна Ахматова хотела простую могилу, можно даже сказать, что памятник получился слишком вычурным. Но он находился в лесу, на краю уютного, если так можно сказать, кладбища. Это было важно для нее. Но теперь это утрачено: могила оказалась в центре некрополя. За памятником проходит канава, монумент уже приходилось реставрировать. Теперь невооруженным глазом видно, что памятник сползает. Сегодня потребуется серьезная реставрация, чтобы укрепить канаву, подпорную стенку. Также нужно немедленно высадить зеленые насаждения, чтобы создать фон для памятника. Сейчас постоянно идут дискуссии о сохранении культурного наследия. И само кладбище, и могила Ахматовой являются памятниками. И зона вокруг монумента также должна охраняться – нельзя было рубить деревья, за этим должен был следить КГИОП. Кладбище можно было расширить и без влияния на пейзажную часть».
Сюжет телеканала «100 ТВ»