К 95-летию Александра Моисеевича Володина (Лифшица)
Рыцарь печального образа.
К 95-летию Александра Моисеевича Володина (Лифшица)
Всю свою жизнь он куда-то бежал. Как он сам писал: «…Бежать, бежать… Отсюда – туда. От давних знакомых – к другим, незнакомым. А от других, незнакомых, – куда?» «Печальный марафон», – заключает он. Но он никогда не толпился в толпе. «Там толпа – тут я сам по себе, пишет он в «Записках нетрезвого человека». «В одиночестве поседев, по отдельной иду тропе». Действительно, его творчество занимают совершенно особое место в духовной жизни России в ХХ веке.
Как драматург А.М. Володин дебютировал в 1955 году пьесой «Фабричная девчонка», вызвавшей острую дискуссию на страницах журнала «Театр» и принесшей ему успех. Четыре пьесы: «Фабричная девчонка», «Пять вечеров», «Старшая сестра» и «Назначение» определили лидерство А.Володина в драматургии конца 50-х и начала 60-х годов ХХ века. Впервые на сцене появились герои с неустроенными судьбами и неухоженным бытом. Пьесы Володина получили признание огромного большинства зрителей и вызвали обвинения со стороны критики за интерес автора к судьбам «маленьких людей», «мелкотемье» и «очернительство жизни». Но именно повседневная жизнь давала Володину сюжеты для его произведений, будь это пьеса или сценарий для кино, где он дебютировал еще в 1962 году как автор сценария короткометражного фильма «Прошлым летом». В 1964 году второй фильм, к которому он написал сценарий, «Звонят, откройте дверь!» Александра Митты, получил приз «Золотой лев святого Марка» на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции. Киносценарии «Похождения зубного врача» (1964) и «Загадочный индус» (1965) положили начало «исповедальным» произведениям А.Володина, которые можно рассматривать как своего рода авторский дневник, переложенный в сюжетную форму сценария. В 1966 году была экранизирована Георгием Натансоном его пьеса «Старшая сестра», затем – Никитой Михалковым «Пять вечеров». Киноверсиям пьес Володина неизменно сопутствовал успех.
В 1967 году Володин опубликовал первый сборник пьес и киносценариев “Для театра и кино”, куда кроме драматургических произведений вошли автобиографические “Оптимистические записки”.
Большой театральной удачей стала пьеса “С любимыми не расставайтесь!”, поставленная в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола и в Минском ТЮЗе в 1972 году. Следующая пьеса — “Дульсинея Тобосская” — была взята О. Ефремовым для своего режиссерского дебюта на сцене МХАТа. Впоследствии “Дульсинея Тобосская” была превращена в мюзикл на музыку Г. Гладкова и долгое время была театральным бестселлером.
Испробовав жанр притчи на материале классической литературы, Володин обратился к эпохе каменного века, эпохе младенчества человеческого рода. Его пьесы “Выхухоль”, “Ящерица”, “Две стрелы” составили трилогию о первобытных людях, в них затрагиваются вечные, общечеловеческие темы.
В середине 1970-х годов Володин написал несколько киносценариев: “Портрет с дождем”, “Смятение чувств” и “Дочки-матери”. Конец 1970-х годов отмечен новым интересом к творчеству Володина: снимаются фильмы по его пьесам “С любимыми не расставайтесь!”, “Назначение”, “Дульсинея Тобосская”, в театрах идут пьесы прежних лет. В 1979 году состоялась премьера фильма “Осенний марафон”, который кинорежиссер Г. Данелия снял по сценарию А. Володина. Фильм оглушительный, сверхпопулярный, регулярно и с успехом идущий на многих каналах телевидения, фильм-классика, цитируемый в быту, в семьях, в самых различных ситуациях.
После “Осеннего марафона” Володин пишет пьесы “Блондинка” и “Графоман”. Помимо перечисленных выше А.Володин является автором пьес “Диалоги”, “Надежды маленький оркестрик”, “Четыре песни в непогоду” и др. Некоторые произведения драматурга, созданные им в 1960—1970-е годы, долгое время лежали в рабочем столе автора, не получив разрешений инстанций, от которых зависела их сценическая судьба. Так, 22 года ждала своего часа сатирическая трагикомедия “Кастручча” (“Дневники королевы Оливии”), 18 лет — пьеса “Мать Иисуса”… Долгие годы дожидались своего времени и киносценарии “Униженные и оскорбленные” по Достоевскому и “Сирано де Бержерак”…
А. М. Володин — лауреат премии Президента РФ (1999), лауреат Государственной премии РСФСР (1981), кавалер ордена “За заслуги перед Отечеством” III степени, лауреат премий “Триумф” и “Золотая маска”. В Санкт-Петербурге он удостоен “Царскосельской” премии, титула “Живая легенда Санкт-Петербурга”.
Как видно из его биографии, его творчество нашло отклик в сердцах его современников. Его пьесы ставили такие выдающиеся режиссеры, как Георгий Товстоногов, Игорь Владимиров, Олег Ефремов, Лев Додин кинорежиссеры Сергей Герасимов, Никита Михалков и Георгий Данелия; главные роли исполняли популярные актеры: Зинаида Шарко, Алиса Фрейндлих, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили и Марина Неёлова.
Заслуженным признанием пользуются пьесы Александра Моисеевича и в двадцать первом веке. Напрасно критики упрекали в «мелкотемье» Володина, ведь темы любви, жажды простого человеческого счастья, взаимопонимания и уважения к себе и другим – вечные темы. Не меньший интерес вызывают и стихи и проза А.М. Володина, особенно мемуарного характера. В них видна личность автора – человека, которому понятна жизнь одиноких, смятых жизнью людей, человека, который чутко улавливает чужую боль. В «Записках нетрезвого человека» он пишет: « Когда танки вошли в Прагу, я был чех. Когда пролилась кровь в Вильнюсе, я был литовец. А кто я по любви к Достоевскому, Толстому, Чехову, Пастернаку, к городам, белым, с булыжными мостовыми?» Ответ напрашивается сам собой – он гуманист эпохи Возрождения в поисках истины, смысла жизни. У него особый дар видеть внутренний мир собеседника, врожденное чувство справедливости, при этом он не пытается судить других, но к себе относится критически. Он считает, что его «тропа боковая. Индивидуализма топь». «Где ж толпа моя?» – спрашивает он, и сам же отвечает: «А толпа заблудилась среди прочих толп».
Но он ошибался. Его толпа не затерялась. Начиная с 2004 года, в Санкт-Петербурге проходит всероссийский театральный фестиваль «Пять вечеров», посвященный памяти А.М. Володина. Это необычный фестиваль, он лишен официоза и пафоса, каким был сам Александр Моисеевич. За десять лет петербургские зрители смогли увидеть лучшие постановки володинских пьес, идущие в России, познакомиться с новыми именами. В этом юбилейном году фестиваль открывается спектаклем «Фабричная девчонка» режиссера Павла Южакова Новосибирского театра-студии «Первый театр» на сцене драматического театра «На Литейном». Программу фестиваля можно найти на сайте http://volodin-fest.ru/2014/10-program.
Среди его наград есть премия имени А.Синявского «За благородство и творческое поведение в литературе» и «Золотая маска по номинации «Честь и достоинство».
На стене дома по адресу: Большая Пушкарская, д.44, в котором жил А.М.Володин, можно видеть мемориальную доску с его именем (авторы – скульптор Григорий Ястребенецкий и архитектор Татьяна Милорадович), открытую по инициативе и по ходатайству драматургов Александра Болонина и Ильи Штемлера 10 февраля 2004 года. Он не забыт!
Каждый год 10 февраля на Комаровском кладбище, где в 2001 году похоронен А.М. Володин, проходит возложение цветов на его могилу.
Валентина Яковенко