Отчет о празднике 50-летия комаровской библиотеки
12 июля на уютной площадке у библиотеки Комарово прошел традиционный летный праздник. В этом году он был посвящен 50-летию библиотеки п. Комарово, 10-летию музея Комарово-Келломяки и 10-летию со дня первой публикации романа Н. Галкиной “Вилла Рено”.
По обеим сторонам дорожки были развешены фотографии, сделанные в Комарово в разное время на различных встречах, которые не хочется называть казенным словом “мероприятие”. Фотографии сопровождались замечательными рисунками художника Л. Кипарисова. Многие из гостей сумели, хотя бы частично, выполнить неформальные требования в “дресс-коду” – быть в шляпках, платьях и костюмах белого цвета. Среди гостей – писатели Д. Гранин, В. Попов, Ф. Лурье, математик, академик Л. Фаддеев, литературовед А. Рубашкин, архитектор Р. Даянов, внучка академика И. П. Павлова Л. В. Балмасова, всех перечислить просто не представляется возможным.
Чем особо хороши комаровские вечера, так это полным отсутствием занудных формальностей. Зато творческой фантазии организаторов можно только позавидовать. Гостям вечера был представлен небольшой спектакль, в котором менее, чем за час, была показана вся история Комарово – от незапамятных времен, когда это место на старых картах обозначалось как “Лосиное болото” до наших дней. Сопровождал спектакль замечательный музыкальный ансамбль.
Итак, все началось с того, что из леса на поляну вышла пара лосей. В следующей сцене двое финнов в процессе постройки дома придумывают название деревни. В названии обязательно должна быть буква “К” и, желательно, не одна. Горячий спор финских парней заканчивается только тогда, когда всплывает известное всем нам название – “Келломяки” (колокольная горка). Начало XX-го века. На крыльце дома известные келломякские дачники – ювелир А. Фаберже, академик И. Павлов (конечно, с собакой), архитектор Г. Барановский (автор и хозяин знаменитой виллы “Арфа”), балерина М. Кшесинская. Мелькает “тень Маннергейма”, это не к добру… И, правда, старый ход жизни разрушен революцией. Фаберже и Кшесинская уезжают заграницу. Барановский остается в Келломяках, здесь он и умрет спустя несколько лет.
И вот, уже 1948 год. Советская власть решает, что все финские названия на Карельском перешейке должны быть заменены. На заседании парткома название поселка определяет телеграмма из Москвы – он будет назван в честь академика Комарова. Здесь впервые в спектакле появляется композитор О. Каравайчук (в актерском исполнении, конечно, но очень похожий – одна из “изюминок” спектакля). Дачная жизнь 1950-1970-х гг. Ведут музыкальные споры Д. Д. Шостакович и В. П. Соловьев-Седой (легенды о дачной жизни последнего ходят до сих пор). Режиссер Г. Козинцев обсуждает со сказочником и драматургом Е. Шварцем возмоожность работы над “Дон Кихотом”, где в главной роли будет сниматься Н. Черкасов, тоже комаровский дачник. Наступили новые времена. На старой даче – “новые русские”. Однако магия места действует и на них, да и О. Каравайчук все время ходит рядом не зря. Какая-то надежда все-таки есть, ведь у “новых русских” тоже есть дети, которые будут лучше, чем мы. По-крайней мере, только на них и остается надеяться.
В небольших антрактах перед гостями выступили краевед Е. Травина, писатель В. Попов, поэт В. Дмитриев.
Сюжет – от Сестрорецк ТВ:
Фотографии – здесь. Текст и фото – Ал. Браво.