Умер выдающийся театральный режиссер Арсений Сагальчик, главреж питерского ТЮЗа
В конце минувшей недели, в ночь с 6 на 7 марта, после продолжительной болезни, в Петербурге на 77-м году жизни умер выдающийся театральный режиссер, главреж петербургского Театра юных зрителей Арсений Сагальчик, сообщается на сайте театра.
“Те, кто знал его близко, отмечают абсолютную неординарность этого человека, его бунтующую натуру, небанальное мышление, обаяние и магнетизм. Кто хоть раз пообщался с Сагальчиком, не мог не влюбиться в его человеческую природу, настолько образным, точным был его язык и способ излагать свои жизненные взгляды, настолько открытой миру и людям была эта личность”, – говорится в некрологе.
Арсений Сагальчик свои первые шаги как режиссер сделал в 1967 году в Кинешемском драматическом театре им. А.Н. Островского. Вскоре Сагальчика стали приглашать ведущие театры страны. Его постановки, которые он осуществил еще в начале своей карьеры в новосибирском театре “Красный Факел”, в Академическом центральном театре Советской Армии, в Театре на Малой Бронной, в Русском драматическом театре в Таллине, в театре им. Ленсовета в Ленинграде, отличались свежестью решений, неординарным, смелым видением. В 1974 году Арсения Сагальчика пригласили в качестве режиссера-постановщика в театр драмы им. Пушкина (Александринка), где он проработал 12 лет и поставил семь спектаклей. Наиболее яркими режиссерскими высказываниями стали “Дети солнца” Горького и “Таланты и поклонники” Островского.
Одной из самых громких премьер того времени стала постановка 1988 года в Театре на Литейном “Собачьего сердца” Булгакова, куда Сагальчик пригласил в качестве художника Марта Китаева и композитора Бориса Тищенко, с которыми работал уже не один год.
Заметной работой стал спектакль “Борис Годунов”, который Сагальчик осуществил на сцене Александринки в 1999 году. Театральный критик Евгения Тропп воспоминает: “Этот важный не только для меня спектакль был серьезным и сильным, очень мужским. В нем был ход к пушкинской трагедии, Сагальчик слышал ее ритмы, ощущал ее стиль, переживал ее смысл…”.
Многие петербургские зрители хранят память о созданных Cагальчиком постановках “Город на заре” А. Арбузова, “Назначение” А. Володина, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Поздняя любовь” А. Островского.
В 2007 году Арсений Сагальчик был назначен главным режиссером ТЮЗа им. А.А. Брянцева, где в том же году поставил единственный в этом театре и уже последний в своей творческой биографии спектакль “Дети Ванюшина” по пьесе С. Найденова. “Спектакль вобрал в себя опыт, накопленный за долгую режиссерскую жизнь – это подробная работа с актерами, пристальный взгляд в каждого персонажа, выстраивание сложных взаимоотношений большого количества героев”, – говорится в сообщении театра.
“Это именно он открыл когда-то Анатолия Солоницына и подарил его своему приятелю Андрею Тарковскому в “Рублева”. И Солоницын был предан Сагалу всю жизнь, и играл у него Бориса Годунова в “Красном факеле”, Тота в “Тот, кто получает пощечины” (Таллинская русская драма, а потом Театр им. Ленсовета)… Именно он привел в театр Альфреда Шнитке”, – пишет в “Театральном журнале” известный критик Марина Дмитревская.
Прощание с Арсением Сагальчиком состоится 13 марта: в 11:00 – отпевание в церкви Спаса Нерукотворного образа на Конюшенной площади, похороны в Комарово, в 16:30 – поминки в ресторане СТД. От церкви на Комаровское кладбище поедут автобусы.
Источник: newsru.com