Что станет с дачей Юхневича? (видео)
Участок в Курортном районе, на котором расположен памятник деревянного зодчества и, объект культурного наследия – дача Юхневича – купил сын бывшего министра обороны Сергей Сердюков. Юрий Зинчук, ведущий: «На этой неделе все обсуждали особенности самого громкого коррупционного дела, связанного с деятельностью бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Продолжились судебные слушания, и как сообщает РИА новости, Прокурор попросил для всех фигурантов дела “Оборонсервиса” условное наказание. Ранее обвинение просило, например, для фигурантки этого дела Евгении Васильевой восемь лет колонии. Новость, которая вызвала огромный резонанс.
А тем временем у нас под Петербургом прошлое одно событие, которое вызвало гораздо меньший резонанс, но которое тоже имеет отношение к бывшему министру обороны Анатолию Сердюкову. Дело в том, что сын Анатолия Сердюкова – Сергей Анатольевич Сердюков купил в элитном Курортном районе 2 гектара земли и находящийся на этом участке памятник деревянного зодчества. Дача Юхневича, построенная в начале прошлого века — объект культурного наследия. А на реставрацию памятника деньги у нового хозяина найдутся? И что теперь он задумает сотворить с этим бесценным наследием? И что нужно сделать, чтобы спасти такие памятники, которые в том же Комарово практически на каждом квадратном метре земли?
Евгения Альтфельд на недельку, но не до второго, уехала в Комарово, чтобы найти ответы на эти вопросы. Вот ее репортаж».
Подняться повыше, вытянуть шею и хотя бы одним глазком увидеть дачу Юхневича. Глухой забор и сетка — под ней деревянное здание в мавританском стиле постройки начала прошлого века. Владельцем был Александр Юхневич – заведующий театральной комиссией Невского общества, летом здесь собирался весь петербургский бомонд. Эти фотографии словно иллюстрации к Чеховскому «Вишневому саду». Да и судьба здания напоминает печальный сюжет.
Александр Браво, краевед: «Для новых владельцев это просто кусок земли, инвестиции, здесь не жили их предки, это понятно. Поэтому роль государства объяснить: товарищ, это не просто недвижимость, это объект культурного наследия, история».
Современная историю не менее интересна. Долгие годы здание было в ведении Министерства обороны. Пять лет назад участок и постройки выставили на торги – всё досталось некоему Петру Усову. А в прошлом декабре, под самый новый год, два гектара земли и шедевр деревянного зодчества оказались в собственности 27-летнего сына бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова — Сергея. Вот такой подарок стоимостью около 200 миллионов рублей.
Дмитрий Сухарев, руководитель Санкт-Петербургского отделения общественного фонда борьбы с коррупцией: «Земля совершила круг. От Министерства обороны, которым руководил Сердюков, к новому владельцу – и снова в семью Сердюковых. Земля в Комарово очень дорогая, 190 миллионов. Бизнесмены не оперируют такими суммами».
Платежеспособность сына бывшего министра обсуждать бесполезно. Дело в другом. По закону новый владелец должен был выполнить охранные обязательства, то есть отреставрировать деревянную дачу еще в прошлом году. Но зеленая сетка и поныне там. Незначительный штраф решил вопрос. Здание продолжает гнить под весенним дождем. Его реставрация — дело неотложное и очень затратное.
Слава Симкина начальник отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП: «Это дорогая реставрация, надо перебрать все бревна, сохранить исторический способ постройки, декор. Это уникальное здание».
Евгения Альтфельд, корреспондент: «Мы не смогли достать телефон Сердюкова-младшего, телефон такого человека не спросишь у знакомых. Поэтому мне придется взять на себя роль адвоката. Мы не можем голословно обвинять человека, может быть он вообще планирует устроить там краеведческий музей!»
Елена Травина, координатор исследовательской группы «Старые дачи»: «Самое страшное, что общественность не знает, что там будет происходить».
Александр Браво, краевед: «Это было самое красивое место: слева дача Юхневича, справа вилла Рено, от которой вообще ничего не осталось, кругом заборы. Здесь торчат трубы, там торчат трубы, ситуация катастрофическая, тут уже и восстанавливать наверное нечего».
В начале прошлого века здесь было около тысячи усадеб серебряного века. После войны осталось 100, сейчас не больше 40.
Разрушенное здание – пансион Веры Поммер, знаменитое тем, что после революции в нем скрывалась фрейлина Анна Вырубова. Дача архитектора Габерцетера внешне выглядит лучше, но внутри — печальное зрелище.
В соседней Финляндии, например, сохранение старинных деревянных домов решается компромиссом между властью и бизнесом.
Петер Иискола, юрист: «Мой друг хотел устроить ресторан в историческом здании, сказали — если сделаешь реконструкцию, тогда работай без аренды. Так удалось сохранить здание, которое никто не хотел реставрировать, ни город, ни государство, потому что слишком дорого, нет бюджета».
Если Комарово — уходящая натура, то Шуваловский парк и памятник архитектуры XIX века – Дача Цолликофера уже натура ушедшая. Деревянное здание превратилась в каменный особняк. А прилегающий участок парка с берегом пруда – из территории общего пользования в частную собственность. Еще ребенком Артем Рассохин жил в этом доме с родителями — на этой фотографии ему 7 лет. На заднем плане можно рассмотреть большую деревянную постройку. Зеленая сетка на даче Юхневича — как мантия иллюзиониста, который одним взмахом руки может превратить старинную постройку в модный коттедж. Удастся ли фокус, станет известно в конце 2016 года – это следующий официальный срок окончания реставрации.
Евгения Альтфельд
Пульс горда