Главная | Вопросы местного значения > Новости

Больше никого не будут слушать

30 Янв 2012

25 января петербургский парламент принял в первом чтении закон “О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге”. Этот закон был одобрен постановлением петербургского правительства еще в октябре, но на рассмотрение в Законодательное Собрание вынесен всего несколько дней назад.

 

Еще осенью губернатор заявила, что необходимо избавить процедуру общественных слушаний от “мигрирующих групп людей, не имеющих никакого отношения к данному району, которые мутят воду и занимаются дезинформацией, распространяя страшилки”. По словам Валентины Матвиенко, “группы летучих голландцев препятствуют развитию города”. При этом губернатор отметила, что они “организованы, хорошо оплачиваемы, позиционируют себя как политические партии”. Дабы пресечь эту порочную практику, обсуждалась возможность, что на общественные слушания будут допущены только жители близлежащих к застройке домов. Тогда предлагаемая норма вкупе с заявлением Валентины Ивановны о “летучих голландцах” вызвала серьезный резонанс в обществе. В нынешней редакции закона эта норма отменена… вместе с общественными слушаниями.

 

Последнее время в Петербурге развиваются крупные строительные проекты, как то: “Балтийская жемчужина”, “Новая Голландия”, “Морской Фасад” и другие. У жителей прилегающих к стройкам территорий, естественно, возникают вопросы, возможность решить которые есть на общественных слушаниях. Кроме того, они дают возможность жителям города как-то выразить свои пожелания, претензии и надеяться на то, что они, несмотря на рекомендательный характер, будут учтены. В случае с уплотнительной застройкой  чаще всего горожане выходят с митингами протеста, устраивают пикеты, забрасывают письмами районную и городскую администрацию, муниципалов, депутатов ЗакСа и т.д.

 

В чем суть нового закона? Первое и самое главное заключается в том, что, если проект строительства не противоречит Генеральному плану, застройщики имеют право не проводить общественные слушания. Эта норма объясняется необходимостью привести городское законодательство в соответствии с федеральным.  Именно этот факт вызвал наибольшие дискуссии среди оппозиционных и верных Смольному парламентариев. “Закон 2004 года не был несправедлив по отношению к строителям, а решающее слово оставалось за исполнительной властью.  Предусматривалось, что решения носят рекомендательный характер. Но при этом создавался механизм, позволявший гражданам получать в полном объеме информацию о реализуемых проектах, администрация же могла составлять адекватное представление о настроениях жителей и учитывать их при принятии окончательных решений”, – отметил председатель комиссии по городскому хозяйству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Михаил Амосов.

 

Другое новшество заключается в том, что муниципальные власти также не будут участвовать в проведении общественных обсуждений. Сейчас муниципалы организуют слушания и подписывают итоговый протокол. Впрочем, новый закон в этом смысле нисколько не ущемляет их, а всего лишь устраняет формальную процедуру. Мнение муниципалов по поводу застройки и раньше не играло никакой роли. Ну, против строительства, ну не подписывают протокол. Ну и что? Строительство от этого не свернут.

 

По новому закону вообще не требуется уведомлять жителей о начале строительства. Только депутатов ЗакСа и муниципальные советы. Также горожане не смогут больше запрашивать у администрации копии документов по проекту. В слушаниях не будут принимать участие все, чья собственность или объект аренды находятся дальше ста метров от мест застройки. В обсуждениях также не смогут принимать участие ТСЖ и общественные организации.

 

В пояснительной записке к закону сказано о том, что необходимо привести городское законодательство в соответствие с градостроительным кодексом. На самом же деле “приведение в соответствие” с чем-либо – универсальная и вполне пристойная формулировка, когда надо что-то изменить в законодательстве, но явной причины для этого нет. Не секрет, что далеко не все строительные проекты вызывают восторг у горожан. Но тот факт, что их вообще не будут спрашивать, что и где строить, вызывает вполне определенные мысли. Почему власти стремятся ограничить число участвующих в слушаниях граждан не совсем понятно. Решающей роли общественные слушания все равно не играли. Проводились, скорее, для порядку, а не потому, что всем так интересно мнение петербуржцев. Но губернатор рапортует, что все хорошо и хорошо во всем. Поэтому надо лишний раз закрыть рот недовольным, чтобы не портили картину всеобщего благополучия.

 

“Документ поможет уменьшить число конфликтов вокруг городской застройки. Я считаю, что такой закон давно надо было принять, когда стали возникать первые случаи возмущения граждан фактами уплотнительной застройки”, – заявил Вадим Тюльпанов, председатель петербургского ЗакСа. Вообще, спикер городского парламента поражает своей детской непосредственностью. То он заявляет, что Законодательное Собрание должно выполнять указания Смольного, а не противоречить ему. Теперь он считает необходимым заткнуть рот тем, кто протестует против уплотнительной застройки. Интересно, а если бы на месте детской площадки, где гуляют его дети, построили бы многоэтажный дом? Впрочем, позицию Вадима Тюльпанова можно понять. Едва ли, даже в случае самого вопиюще несправедливого решения, он сказал бы что-то в противовес хозяйке Смольного. Беда спикера в том, что у него что на уме, то и на языке. И кому, как ни ему, следует выучить мудрое выражение “язык мой – враг мой”.

 

Главный архитектор Санкт-Петербурга Александр Викторов заявил в свою очередь, что  “проекты, согласованные с Генпланом, подвергаться общественным обсуждениям не будут”. По его словам,  “в  ходе рассмотрения Генплана мы провели более 250 общественных слушаний, поэтому ставить вопрос перед жителями – строить или не строить дом – мы не будем”. Известно, что в Генеральный план возможно внести изменения, если это потребуется исполнительной власти…

Городские власти рубят сук, на котором сами сидят. С одной стороны, общественные слушания – это лишняя головная боль для застройщиков и властей. А с другой стороны, не имея возможности в цивилизованных условиях высказать свое мнение и при этом быть услышанным, петербуржцы найдут другой способ сопротивляться. Другими словами, власти сами выгоняют людей на улицу. А потом будут напоказ удивляться акциям протеста, митингам, пикетам, жалобам.

Единственный плюс этого закона заключается в том, что власть наконец-то стала честной по отношению к людям. Без каких либо уловок, без которых обычно не обходится при принятии подобных документов, власть так и сказала: ваше мнение нас не интересует даже формально. Будем же откровенны: мы ничего не потеряли. Все осталось как прежде. Просто de jure привели в соответствие с de facto.

Александра КОНФИСАХОР

 

МНЕНИЯ

Генеральный директор ЗАО “Коломяги-Ретро” Зураб Шайдаев: “Общественные слушания сегодня используются как рычаг для административного давления на застройщиков. Когда это нужно администрации – результат слушаний учитывается, когда не нужно – мнение жителей не принимается во внимание. Поэтому, чем проще и прозрачнее станет процедура слушаний, тем лучше будет для всех сторон”. (Ист. “Деловой Петербург”)

 

Представитель “ЛенспецСМУ” София Станковская: “Сопротивление жителей возникает часто, и обычно их претензии необоснованны”. (Ист. “КоммерсантЪ”)

 

Директор по развитию “Петербургстрой-Skanska” Олег Барков: “Когда на общественные слушания инвестор вынужден предоставлять 30 документов, всегда можно найти, к чему придраться, вплоть до какой-нибудь запятой, которая не там стоит. Вот мы уже полтора года судимся с гражданами, которые пытаются оспорить постановление правительства города о проектировании и строительстве одного из наших объектов. Информацию для иска они получили именно на общественных слушаниях”. (Ист. “КоммерсантЪ”)

 

Председатель КГА Александр Викторов: “Не все же надо обсуждать с жителями. Если интересующее застройщика пятно по функциональному использованию совпадает с предлагаемым проектом, вопрос строить или не строить больше не обсуждается, что бы ни думали жители”. (Ист. “Деловой Петербург”)

 

Владимир Пришанов, начальник юридического отдела ЗАО “ЮИТ Лентек”: “Обычно жильцы против нового строительства, потому что лишаются привычных удобств – площадки для выгула собак или автомобильной стоянки рядом с домом. Интересы людей, которые хотят жить в этом районе, в расчет не берутся. Если при принятии решения опираться на Генеральный план, баланс интересов будет соблюден”. (Ист. “Деловой Петербург”)

 

 

Источник: www.zaks.ru

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!