Комарово: достопримечательное место
12 мая 2015 в доме архитектора прошло заседание Совета по архитектурному и историческому наследию Санкт-Петербургского Союза архитекторов на тему «Достопримечательное место»: от идеи к практике реализации (на примере дачного поселка Комарово)
Тема «Достопримечательного места» как объекта культурного наследия в последние годы весьма популярна. Оно вызывает споры как специалистов, так и общественности, не безразличной к судьбе наследия. Одни считают статус Достопримечательного места панацеей от всех зол, главным инструментом сохранения среды, другие видят в нем непреодолимые имущественно-правовые преграды, что и не позволяет ему внедряться в жизнь.
Впервые понятие Достопримечательного места появилось почти 50 лет назад в Венецианской хартии. В российское законодательство такая категория памятника была впервые введена в 2002 г., и этот шаг нужно рассматривать как достижение, т.к. впервые позволяет приблизиться к пониманию целостных историко-культурных ТЕРРИТОРИЙ.
Выделяется пять групп историко-культурных территорий: места художественных промыслов, исторические поселения, культурные и природные ландшафты, археологические места, религиозно-обрядовые места. Из российской практики выявления, разработки, документации и постановки на учет как достопримечательные места известны Бородинское поле, Пушкинский музей-заповедник, Соловецкий архипелаг, а также ряд деревень и городские достопримечательные места (существуют предложения о создании достопримечательных мест в Ярославле, Санкт-Петербурге, Твери, Торжке, Брянске и других городах, некоторые из них утверждены на уровне городской администрации).
В Петербурге уже в 1992 г. имелся опыт выявления и утверждения городской администрацией достопримечательного места: это «Полежаевский парк». В 2012 г. разработано предложение об историко-культурной ценности р. Оредеж и ее берегов в пределах пос. Сиверский (Ленинградская область) с рекомендацией по присвоению ей статуса достопримечательного места.
Обоснованно считая дачный поселок Комарово уникальным природным, историческим и культурным феноменом, общественность в 2012 г. предложила его к присвоению статуса достопримечательного места, что позволяет, по их мнению, «сохранить все то лучшее, что дошло до нас, для следующих поколений» (из письма Губернатору Санкт-Петербурга С. Г. Полтавченко от депутатов муниципального собрания пос. Комарово Курортного р-на С.-Петербурга, жителей поселка и представителей общественности).
Государственная историко-культурная экспертиза дала положительное заключение на предмет присвоения пос. Комарово статуса достопримечательного места (2013, утверждена в 2015 г.). Ясно, что сам «СТАТУС» достопримечательного места, как и проект зон охраны, не решит проблем охраны. Достопримечательное место как особый вид культурного наследия ставит вопросы управления этим объектом: сохранение предметной ценности территории, расширения полномочий муниципального образования, экономического развития, реализации нужд жителей и адаптации к туристическим функциям.
В заседании принимала участие Комиссия по культуре и сохранению природной среды пос. Комарово (депутаты МС МО пос. Комарово Боярская Е.Н., Цветкова Е.А. и Яковенко В.В.).
Ниже статья журналиста газеты “Вечерний Петербург”, присутствовавшей на заседании.
Еще остается надежда сохранить балтийский стиль былых Келломяк
Разрушение этого поселка на берегу Финского залива, входящего в черту Большого Петербурга, началось в 1990-х годах. Местные краеведы называют этот процесс «борьбой между штакетником и бетонными заборами»: исторический дачный и курортный поселок, его деревянная архитектура попали под каток коттеджного строительства.
Светлана Левошко, кандидат архитектуры, градостроительной особенностью былых Келломяк называет громадные зеленые зоны: «Это финское наследие, балтийская идентичность». Всем известно, что финны и до сих пор заборов между участками не городят, свой родной пейзаж не калечат.
У нас же былые финские Келломяки, с послевоенных времен поселок Комарово, местами уже превращены в глухие коридоры улиц.
«Прозрачность оград, залесенность территории кое-где еще сохраняются, — говорит Светлана Левошко. — Но в целом визуальные связи нарушены».
Уничтожение старых дач
Комарово, осененное именами великих, имеет чуть больше двух десятков объектов, числящихся памятниками народов России. Среди них 9 деревянных дач, 13 могил некрополя и одна братская могила советских воинов. Под защитой закона также прибрежные зоны: это особо охраняемые природные территории «Комаровский берег» и «Щучье озеро».
Все прочее — нескончаемый перечень утрат. Только в последние годы уничтожены дача Фаберже, дача Леонида Андреева, Чижова-Рено и других. Два года назад не стало дачи родителей Галины Улановой, на которой часто проводила время богиня советского балета и стены которой видели немало гостей-небожителей.
«И Морская, и Лесная стороны поселка — это «Большая советская энциклопедия», — так характеризует население поселка времен СССР кандидат философских наук Елена Травина, одна из активнейших его исследователей и защитников.
Имена, ландшафт, история пока поселок не спасают.
«Все сносится, разрушается, падает», — говорит Елена Травина.
Шанс достопримечательности
«Обоснованно считая дачный поселок Комарово уникальным природным, историческим и культурным объектом, общественность в 2012 году предложила его к присвоению статуса достопримечательного места», — рассказывают в Совете по архитектурному и историческому наследию Санкт-Петербургского союза архитекторов.
Жители поселка, представители общественности, местные депутаты обратились с этим предложением и к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко. Как известно, он им сосед — живет на госдаче на Морской улице. Там за высоким забором находится памятник истории и культуры, до революции принадлежавший знаменитому кондитеру Жоржу Борману, а после 1945 года ставший резиденцией руководителей Смольного. Именно так: даже и это соседство не покровительствовало поселку в постсоветские времена.
Теперь появился шанс не разрушать далее идентичность этого места, объявив его достопримечательным.
Особый статус
В Совете по архитектурному и историческому наследию, возглавляемом архитектором Рафаэлем Даяновым, поясняют: впервые понятие «достопримечательное место» появилось почти 50 лет назад в Венецианской хартии. Это международный документ, закрепляющий стандарты в сфере охраны и реставрации культурного наследия. В 2002 году такая категория памятника была введена и в законодательство РФ. Это достижение позволило приблизиться к сохранению целостных историко-культурных территорий.
Существует пять групп историко-культурных территорий: места художественных промыслов, исторические поселения, культурные и природные ландшафты, археологические места, религиозно-обрядовые места.
Российские достопримечательные места — Бородинское поле, Куликово поле, Пушкинский музей-заповедник в Псковской области, Соловецкий архипелаг, ряд деревень и местностей. В Петербурге уже в 1992 году, до общефедеральной нормы, был опыт утверждения городской администрацией достопримечательного места: это Полежаевский парк. В Ленинградской области в 2012 году разработано предложение об историко-культурной ценности реки Оредеж и ее берегов в пределах поселка Сиверский: с рекомендацией присвоения территории статуса достопримечательного места. Поселок Комарово вправе претендовать на статус ДМ как территория уникального культурного ландшафта.
По заказу КГИОП
Кандидат архитектуры Светлана Левошко входит в авторский коллектив, который по заказу КГИОП провел государственную историко-культурную экспертизу и дал положительное заключение на предмет присвоения поселку Комарово статуса достопримечательного места.
Однако, подчеркивает Светлана Левошко, сам статус, как и разработанный этим же авторским коллективом проект зон охраны, не станет панацеей.
«Достопримечательное место не может быть без плана управления, без определенного обременения для тех, кто в нем живет, — говорит Светлана Левошко. — К тому же место должно работать как туристический объект: с санузлами, кафе, общественными пространствами, парковками и так далее».
Среди местных жителей это новое и неизведанное ДМ вызывает, конечно, и настороженность, и слухи. Последние случаются на уровне «сарай не дадут перестроить без кучи согласований и взяток». Но требования к застройке территории действительно могут перемениться.
Автор: Репина Алла
Источник: Вечерний Петербург, 84(25353) от 14 мая 2015