Противодействие незаконной игорной деятельности
Прокуратурой Курортного района организована работа по противодействию незаконной игорной деятельности, осуществляется надзор за исполнением законодательства в данной сфере.
В целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан законодательством установлены конкретные ограничения игорного бизнеса. Исполнение этих ограничений обеспечивается уголовной и административной ответственностью за нарушение установленных законом требований по организации и проведению азартных игр и лотерей.
Ответственность за нарушения законодательства о лотереях предусмотрена ст.14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение законодательства о лотереях). Органом контроля в данной сфере являются налоговые органы (для всероссийских лотерей), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (для региональных лотерей) и органы местного самоуправления (для муниципальных лотерей).
В связи с незаконным проведением азартных игр предусмотрена уголовная ответственность по ст.171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконные организация и проведение азартных игр), в случаях, если незаконные организация и проведение азартных игр не образуют уголовно-наказуемого деяния, виновные лица несут административную ответственность по статье 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (незаконная организация и проведение азартных игр).
Органами, контролирующими проведение азартных игр, являются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых имеются игорные зоны.
Условия и порядок организации и проведения азартных игр и лотерей в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные Российской Федерации», Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях», главой 58 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами.
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлен запрет с 01.07.2009 на проведение азартных игр, за исключением специально отведенных зон.
Под азартной игрой согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» понимается основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры.
Игорной зоной признается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр. На сегодняшний день на территории Российской Федерации созданы четыре игорные зоны: «Азов-Сити» (Краснодарский край), «Сибирская монета» (Алтайский край), «Приморье» (Приморский край), «Янтарная» (Калининградская область). Действующей является лишь «Азов-Сити». Обсуждается создание игорной зоны в Крыму.
Разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной без ограничения срока действия.
Этим же Федеральным законом определено, что его действие не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей. Владельцы лотерейных клубов в ряде случаев имеют практически все разрешительные документы, установленные Федеральным законом «О лотереях». В ходе проведенных проверок порой устанавливается, что деятельность, осуществляемая в «лотерейных клубах», имеет ряд несоответствий, свидетельствующих о том, что фактически организациями проводятся азартные игры.
Федеральным законом «О лотереях» лотерея определяется как игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона – участник лотереи получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Азартная игра и лотерея внешне похожи: имеется выигрыш и вероятность проигрыша. Вместе с тем между ними есть существенные отличия. В лотерее выигрыш формируется за счет призового фонда до ее проведения. В азартной игре выигрыш формируется за счет денежных средств ее участников в процессе игры.
Лотерея проводится на основе лотерейных билетов, иных квитанций или документов. Азартная игра проводится путем внесения наличных денег либо использования их денежного эквивалента.
В лотерее выигрыш выдается в месте, указанном в лотерейном билете (ином документе). При азартной игре выигрыш выдается в месте проведения игры.
Меры реагирования по фактам проведения азартных игр вне игорных зон кроме органов прокуратуры вправе принимать: органы внутренних дел (возбуждать административные дела) и органы Следственного комитета Российской Федерации (возбуждать уголовные дела). Вместе с тем, не вся деятельность, внешне похожая на азартную, признается таковой судами.
Недобросовестными лицами в своих корыстных интересах незаконная игорная деятельность зачастую маскируется под осуществление, так называемых «лотерей», для создания дополнительных препятствий ее выявления и пресечения правоохранительными органами.
При этом, ненадлежащее, в том числе невнимательное, а иногда и вызванное корыстной заинтересованностью, отношение отдельных должностных лиц контролирующих и правоохранительных органов к проводимым в данной сфере проверкам не позволяет в полной мере эффективно противодействовать нарушениям законов.
В целях пресечения фактов, как незаконной игорной деятельности, так и возможных коррупционных проявлений в указанной сфере граждане могут информировать прокуратуру Курортного района, в том числе об объектах незаконной игорной деятельности, местах ее осуществления и иных правонарушениях в указанной сфере.