Комарово — не Рублевка лайф
12 и 19 ноября на 5 канале демонстрировались две серии авторской программы Льва Лурье “Культурный слой” о поселке Комарово. Нам была предложена эпитафия некогда блестящему культурному месту. Автор, сам проведший молодость в Комарове, противопоставил два поколения комаровских обитателей, утверждая, что дети не наследовали традиции своих отцов-интеллигентов.
Лев Лурье оговорился в начале передачи, что рассматривает историю советского Комарова как социальный эксперимент, который закончился не так, как его задумывали. В этом я всецело поддерживаю Льва Яковлевича. Только, пять лет занимаясь историей и культурой поселка, на основании собранных интервью, чтения мемуаров и т.д., выводы делаю другие.
Концепция Льва Лурье вкратце сводится к следующему: советская власть создала резервацию для лояльных ей деятелей науки и культуры, формируя сталинскую аристократию, обеспечив в голодной стране сытое проживание и комфорт небольшой прослойке высокооплачиваемых людей. Но с наступлением хрущевской оттепели дети этих людей превратились в “золотую молодежь”, которая не пошла по стопам отцов, а, развлекаясь, прогуляла свою жизнь, “деградировала физически и морально”.
Подкреплялись эти выводы отрывками из интервью сына кинорежиссера Иосифа Хейфица — Дмитрия Светозарова (который сам стал преуспевающим кинорежиссером), сына писателя Юрия Германа – Алексея Германа (входящего в 50 лучших кинорежиссеров мира), сына актера Николая Черкасова (доктор физико-математических наук), дочери и внука академика Жирмунского (оба – преподаватели высших учебных заведений) и т.д. Перечислять “деградировавших физически и морально” детей комаровских обитателей, состоявшихся ныне в самых разных сферах науки и культуры в России и на Западе, пришлось бы долго.
Боюсь, что Лев Яковлевич этого не может не знать. Как и того, что “в семье не без урода”. Однако, концепция уж больно ловко вписывается в милую обывателю картину ленинградской Рублевки.
Только дети академиков все-таки не дети новоявленных буржуа. Атмосфера их жизни отличалась по своей духовной сути от атмосферы, описанной в популярных ныне опусах Оксаны Робски.
Комарово – уникальное место в истории советской культуры. На небольшой территории в непосредственной близости соединились несколько домов творчества, Академгородок с дачами ученых, дачи Литфонда, персональные дачи известных в культуре людей. Те, кто по причине разности своих профессий, может быть, никогда бы не встретились в Ленинграде, здесь, в условиях дачной свободы, гуляя по комаровским улочкам, знакомились, находили единомышленников, поддерживали друг друга.
Власть, преследуя свои цели, хотела контролировать интеллигенцию, используя свои обычные механизмы – кнут и пряник. Но, сконцентрировав думающих людей в одном месте, она не учла, какую, по сути, готовит себе оппозицию. Общение – процесс революционный. Демократичность поселка, наличие большого количества людей, воспитанных в старой традиционной культуре с ее общечеловеческими, а часто и религиозными ценностями, определило и стиль умонастроений, где, по словам одного наблюдателя, официальный фланг вынужден был подстраиваться к неофициальному. Это и определило роль поселка как своеобразного либерального клуба, где, по определению Д.А.Гранина, ленинградская и московская (а москвичи любили Комарово и часто туда приезжали) интеллигенция могла договариваться о совместных действиях, вырабатывать мировоззренческие установки в своей сложной оппозиции власти.
Кроме того, Комарово играло роль университета для молодого поколения. Здесь во время прогулок в устной передаче от “стариков” молодежь училась истории, философии, культуре. Всему тому, что нигде официально узнать было нельзя. Об этом с благодарностью вспоминали писатели Андрей Битов и Валерий Попов. Комарово стало культурным мостом, протянувшим связь от петербургского периода русской истории к нашему времени. В сохранении знаменитого петербургского стиля поселок Комарово сыграл свою немаловажную роль.
Вдумываться в подобные тонкости, видимо, Лев Яковлевич не захотел. У зрителя “Культурного слоя” (кавычки хочется удвоить) останется впечатление о сытых равнодушных людях и их стиляжистых детях, гонявших на иномарках и сплетничавших на пляже Финского залива. Видимо, у Льва Яковлевича был свой круг людей и свои воспоминания, о которых он и решил принародно поведать, распространив их на всех обитателей Комарова.
После смерти Ахматовой для Льва Лурье кончилось и Комарово. Напомню, что это 1966 год. Еще живы и действуют и Козинцев, и Шостакович, и Володин, и Товстоногов, и Панова, и Соловьев-Седой, и Лихачев. И многие другие. Сюда будут приезжать Солженицын и Сахаров, здесь будет скрываться Лев Копелев. Будут жить Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров, на даче Даниила Гранина будет петь Александр Галич, братья Стругацкие будут писать здесь сценарий “Сталкера” для Андрея Тарковского, он сам – восторгаться прекрасными соснами поселка, митьки будут гостить у любителей живописи, музыку писать композиторы Клюзнер и Каравайчук. В общем, устанешь перечислять. Желающих узнать об этом подробнее приглашаю в музей, открытый в здании муниципального совета поселка весной этого года.
Поселок Комарово переживает трудный период, это правда. Печально видеть разрушенные дачи в стиле модерн, якобы охраняемые государством, а на самом деле этим государством брошенные. Но дух места, его genius loci, тем не менее жив. Комарово – замечательный культурный заповедник, перспективный туристский объект, пока не оцененный властью в должной мере, но здесь верят, что это лишь вопрос времени. У этого места есть будущее не только мемориальное. Хоронить его рано, Лев Яковлевич. Его просто надо любить.
Ирина Снеговая